В первую очередь мы говорим не о системе, дающей максимально много фактов за короткое время, а о системе воспитания, ориентированной на потребности ребенка, на поддержку его естественного стремления к многогранному развитию с огоньком в глазах. Когда взрослый нужен лишь для того, чтобы иногда помочь ребенку найти решение любого вопроса самостоятельно, предложить инструменты для поиска или получения разнообразных знаний, умений и навыков.
Каждый ребенок ценится как уникальная личность. Монтессори-образование признает, что дети учатся по-разному, и содержит в себе несколько стилей обучения: каждый может свободно учиться в своем темпе по индивидуальному плану развития при поддержке педагога.
Начиная с раннего возраста в классах Монтессори дети развивают потребность в порядке, координацию, концентрацию и независимость. Наполнение класса, материалы и ежедневные процедуры поддерживают формирующуюся «саморегуляцию» ребенка, его осознанное, активное, ненавязчивое обучение и развитие.
В среде дети являются частью близкого им заботливого сообщества, воссоздающего структуру семьи (группы разделены по возрасту: 0–3, 3–6, 6–9 и т. д.), где старшие дети являются наставниками и образцом для подражания, а младшие чувствуют поддержку, понимают, какие задачи они смогут решать в ближайшем будущем. Педагоги моделируют атмосферу уважения, любви и доброты, мирного разрешения конфликтов, создают условия, в которых учащиеся имеют свободу и инструменты для поиска ответов на свои собственные вопросы. Самокоррекция и самооценка являются неотъемлемой частью развития, по мере взросления дети учатся критически смотреть на свою работу, распознают и исправляют ошибки, учатся на них.
В Монтессори-педагогике есть определенные рамки и границы, в пределах которых дети пользуются свободой, являются активными участниками принятия решений. Монтессорианцы понимают, что внутреннее удовлетворение стимулирует любопытство и интерес ребенка, что приводит к радостному обучению, устойчивому на протяжении всей жизни.
Благодаря Монтессори-педагогике, богатой и разнообразной среде, достаточной свободе, сформированной собственной активной позиции дети вырастают уверенными в своих силах, самостоятельными, способными критически мыслить, совместно работать и действовать смело — а ведь это набор необходимых навыков для жизни в современном мире.