Дополнительное образование
по системе Монтессори

Под зонтиком Монтессори. Погружение в мир литературы: вслед за автором

Под зонтиком Монтессори. Погружение в мир литературы: вслед за автором

Погружение в мир литературы как основа интеллектуального, речевого, эмоционального и духовно-нравственного развития.

Основная цель дополнительного литературного обучения — помочь ребенку стать вдумчивым читателем, подвести к мысли о преемственности литературных традиций, обогатить читательский опыт.

Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности, организовать читательское пространство, правильно подобрать материал для чтения, чем мы и занимаемся в литературной студии.

 

С помощью прекрасного творческого педагога ребята учатся:

  • воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним);
  • понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свое суждение, выражать эмоциональное отношение и т. д.);
  • воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события);
  • воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Характерной чертой данного курса является практическая работа учащихся, построенная вокруг книги (как текста и как явления предметного мира): помимо чтения «готовых» текстов и знакомства с «готовыми» книгами учащиеся в процессе обучения:

 

  • напишут свои тексты;
  • сделают книги своими руками;
  • создадут иллюстрации к книгам.

В процессе обучения не выделяются уроки чтения, уроки словесного творчества и уроки работы с самодельной книгой, а есть тематические занятия, на которых задачи решаются комплексно.

 

Чем мы занимаемся в студии

Раздел 1. Дописьменные, доисторические истории

Теория (1 ч.). Наскальная живопись — история, рассказанная в картинке. Р. Киплинг «Как было написано первое письмо» — чтение и обсуждение.

Практика (1 ч.). Придумывание своей истории в картинках, изготовление комиксов на свою историю.

 

Раздел 2. Путешествие в древний мир. Карты древнего мира и карта современного мира

Теория (1 ч.). Где находились древние государства. Как взаимодействовали древние люди разных стран, как путешествовали. Повторяющиеся мотивы и бродячие сюжеты мирового фольклора.

Практика (1 ч.). Придумывание и изготовление карты вымышленной страны. Изготовление розы ветров.

 

Раздел 3. Героический эпос

Тема 3.1. Шумерский эпос, фантастические существа Междуречья (эпос о Гильгамеше) (2 ч.)

Теория (1 ч.). Древнейший эпос из известных нам. Происхождение мира и происхождение героя. Работа героя — совершать подвиги, бороться с чудовищами. Фантастические существа и духи-хранители: соединение несоединимых начал (земля и воздух, земля и вода, человек и животный мир и т.п.). Современные герои-«наследники» (персонажи из  «Хроник Нарнии», диснеевского м/ф «Аладдин», дракон Мушу из диснеевского м/ф «Мулан», Гильгамеш и Инанна в комиксах Marvel).

Практика (1 ч.). Клинопись на «глиняных» табличках из пластилина. Зарисовываем чудовищ, составляем краткое описание, записываем их имена.

 

Тема 3.2. Ветхозаветные фантастические существа (2 ч.)

Теория (1 ч.). Связь мифологии Междуречья и ветхозаветной мифологии. Левиафан и бегемот — чудовища из книги Иова. Ангел — вестник Бога в мире людей.

Практика (1 ч.). «Кожаный» свиток — бумажная имитация древнего свитка с библейским текстом. Зарисовываем существ, составляем краткое описание, записываем их имена.

  

Тема 3.3. Легенды и мифы Древней Греции. Мифические существа Древней Греции (2 ч.)

Теория (1 ч.). Происхождение хтонических чудовищ. Место чудовищ в мифологическом пантеоне Древней Греции. Герои, победившие чудовищ. Чудовища на карте звездного неба.

Практика (1 ч.). Книга по мотивам древнегреческой вазописи, украшенная древнегреческими орнаментами. Зарисовываем чудовищ, составляем краткое описание, записываем их имена.

 

Тема 3.4. «Одиссея». Мотив странствия героя, возвращения домой. Чудовища из «Одиссеи» (2 ч.)

Теория (1 ч.).  «Одиссея» — повествование о возвращении с войны героя Одиссея. Странствие Одиссея: лотофаги – циклоп Полифен – остров Эолия – остров волшебницы Кирки – Одиссей в преисподней – Сирены – Сцилла и Харибда – остров Гелиоса – остров Калипсо – феаки – пир Алкиноя (где Одиссей рассказывает о своих странствиях) – свинопас Эвмей – встреча с сыном – тайное возвращение домой – Одиссей убивает женихов своей жены Пенелопы. Разница между сюжетом и фабулой (путь домой занял 10 лет, а события «Одиссеи» - 40 дней). Как расширяется время: вставные новеллы. Современные прочтения сюжета.

Практика (1 ч.). Восковые таблички и восковые краски. Зарисовываем чудовищ, составляем краткое описание, записываем их имена.

 

Тема 3.5. Песнь о Гайавате. Фантастические природные образы песен индейцев Северной Америки (2 ч.)

Теория (1 ч.). Природные образы. Стихотворный размер. Сравнение со стихотворным размером у Хармса.  

Практика (1 ч.). Зарисовываем фантастических существ, составляем краткое описание, записываем их имена. Придумываем письмо на «бересте» из бумаги, написанное Гайаватой.

 

Тема 3.6. Скандинавский эпос (Старшая Эдда и Младшая Эдда) (2 ч.)

Теория (1 ч.).  Мироустройство: верхний, средний и нижний миры. Населяющие их существа и связующие миры образы. Портрет героя.

Практика (1 ч.). Зарисовываем существ, составляем краткое описание, записываем их имена. Руническая надпись на «древнем» камне из пластилина.

 

Тема 3.7. Эпические песни Карелии и Эстонии  (Калевала» и «Калевипоэг») (2 ч.)

Теория (1 ч.). Рождение мира и рождение героя. Руна – волшебная песня преобразующая мир. Последняя руна «Калевалы» – пророчество о рождении младенца Спасителя.

Практика (1 ч.). Зарисовываем существ, составляем краткое описание, записываем их имена. Придумываем петроглифы на «камне» из пластилина.

 

Тема 3.8. Русские былины (2 ч.)

Теория (1 ч.)Русские богатыри – «старые» и «новые». Чудища русских былин. Богатырь, побеждающий змея, и рыцарь, поражающий дракона. Новгородская былина о Садко.

Практика (1 ч.). Зарисовываем существ, составляем краткое описание, записываем их имена. Делаем «берестяную» грамоту из бумаги.

 

Раздел 4. Сказки народов мира

Тема 4.1. Эфиопская сказка (2 ч.)

Теория (1 ч.). Чтение и обсуждение сказки.

Практика (1 ч.). Работа над проектом «Волшебный свиток». Постановка цели и задачи, сбор, накопление и систематизация материала, самостоятельная работа над проектом.

 

Тема 4.2. Русская народная сказка (2 ч.)

Теория (1 ч.). Чтение и обсуждение сказки.

Практика (1 ч.). Работа над проектом «Объемная книга-гармошка». Постановка цели и задачи, сбор, накопление и систематизация материала, самостоятельная работа над проектом.

 

Тема 4.3. Древнеегипетская сказка (2 ч.)

Теория (1 ч.). Чтение и обсуждение сказки.

Практика (1 ч.). Работа над проектом «Древнеегипетский папирус». Постановка цели и задачи, сбор, накопление и систематизация материала, самостоятельная работа над проектом.

 

Тема 4.4. Китайская сказка (2 ч.)

Теория (1 ч.). Чтение и обсуждение сказки.

Практика (1 ч.). Работа над проектом «Китайская книга-связка». Постановка цели и задачи, сбор, накопление и систематизация материала, самостоятельная работа над проектом.

 

Тема 4.5. Индийская сказка (2 ч.)

Теория (1 ч.). Чтение и обсуждение сказки.

Практика (1 ч.). Работа над проектом «Индийская книга-потхи». Постановка цели и задачи, сбор, накопление и систематизация материала, самостоятельная работа над проектом.

 

Тема 4.6. Узбекская сказка (2 ч.)

Теория (1 ч.). Чтение и обсуждение сказки.

Практика (1 ч.). Работа над проектом «Трактат о растениях. Восточный орнамент». Постановка цели и задачи, сбор, накопление и систематизация материала, самостоятельная работа над проектом.

 

Раздел 5. Бестиарий

Обобщение материала курса (2 ч.)

Теория (1 ч.). Из истории средневековых бестиариев. Обобщение материала курса.

Практика (1 ч.). Работа над проектом «Бестиарий». Постановка цели и задачи, сбор, накопление и систематизация материала, самостоятельная работа над проектом.

 

Запишитесь на встречу с педагогом, заполнив форму.