Дополнительное образование
по системе Монтессори

Под зонтиком Монтессори. Введение в естественные науки через историю вещей

Под зонтиком Монтессори. Введение в естественные науки через историю вещей

Самый короткий путь к устойчивым знаниям — через эксперименты и опыты.

Есть ли дети, которые не любят экспериментировать, ставить опыты и задавать миллионы «почему»?

 

Школьные программы перегружены, и их освоение, зачастую сводится к механическому заучиванию. В отношении предметов естественнонаучного цикла этот метод неэффективен. 

 

Мы предлагаем начать знакомство с естественными науками по-другому.  

Основная задача курса — установление детьми закономерного соответствия между назначением вещи, ее устройством и способом изготовления. Упор делается на самостоятельную коллективно-распределенную исследовательскую работу воспитанников. 

 

Дети учатся видеть окружающий мир не только как «потребитель», но и как «проектировщик», «конструктор» — создатель работающей вещи, умеющий использовать заложенный в нее «природный закон», принцип работы. Его внимание направляется на сам этот принцип, ребенок от вопроса «как это сделано?» закономерно переходит к вопросу «почему это работает?», обращаясь к стоящим за «работающей вещью» физическим и другим естественнонаучным законам и принципам.

 

На занятиях из подручных средств дети изготавливают простые модели приборов, техники, приспособлений, основанных на свойствах природных объектов, или просто интересные предметы, связанные с темой занятия.

 

Программа занятий

Как «увидеть» ВОЗДУХ?

Воздух в воде, в мыльных пузырях, воздушных шариках. Можно увидеть то, что делает воздух с другими предметами, ощутить движение воздуха.

 

  • Делаем веер или ветряную вертушку
ВЕТЕР опасный или полезный?

Опасный ветер: ураганы, смерчи, песчаные бури. Как люди научились использовать силу ветра. 

 

  • Делаем парусник и ветряную лебедку
Что такое РЕАКТИВНЫЙ двигатель?

Шар-ракета. Направление движения тела, когда из него выходит воздух или вода (газ, жидкость).

 

  • Делаем и испытываем машинки с реактивным двигателем.
  • Собираем набор: «Шар — ракета» для демонстрации дома
Как летают САМОЛЕТЫ?

Форма крыла самолета и подъемная сила. Управление полетом.

 

  • Делаем и испытываем бумажные самолеты
ГОРЯЧЕЕ или ХОЛОДНОЕ?

Опыты с горячим и холодным воздухом. Расширение и уменьшение в объеме одной и той же порции воздуха, жидкости. Воздухоплавание.

 

  • Делаем воздушный термометр
Что ПЛАВАЕТ, а что ТОНЕТ?

Испытание на плавучесть разных предметов. Демонстрация того, что способность плавать не связана с весом (тяжелый или легкий) предметов. Воздух помогает плавать, но не всегда. Разная вода. Разные жидкости и их взаимное расположение.

 

  • Делаем «картезианского водолаза» (предмет тонущий и всплывающий в бутылке с водой)
Как моет МЫЛО?

Жир и вода. Способность мыла смешиваться с жиром и водой. «Кожа воды» (поверхностное натяжение) и действие мыла. Улучшение смачивания и переход загрязнений в воду. Опыты. 

 

  • Делаем декоративное мыло
Всегда ли МАГНИТ притягивает?

Опыты и игры с магнитами. Притяжение разноименных полюсов магнитов и взаимное отталкивание одноименных полюсов. Что притягивает магнит. Намагничивание и размагничивание железных предметов.

 

  • Делаем магнитного человечка
Чем «питается» ЛАМПОЧКА?

Составление и замыкание электрических цепей. Правила обращения с батарейками. Опасный помощник — электрический ток и правила обращения с ним. Электричество в природе. Электрическое притяжение.

 

  • Делаем электромагнит
Как делают СВЕЧИ?

Что было до появления лампочки. Правила обращения со свечами и огнем.

 

  • Делаем свечи
Какого цвета солнечный СВЕТ?

Световой луч. Преломление и рассеивание.  Как возникает радуга. Отражение и поглощение света. Что такое цвет. Опыты со светофильтрами. Особенности зрения.

 

  • Делаем «карусель цветов» — волчок, «смешивающий» цвета радуги
Сколько отражений в ЗЕРКАЛЕ?

Зеркальное отражение. Игры и опыты с зеркалами.

 

  • Делаем калейдоскоп
Что такое ЗВУК?

Как «увидеть» звук. Какие бывают звуки. Волны на воде и в воздухе. Дрожание струн и мембран (поверхностей). Как устроено ухо человека.

 

  • Делаем йогуртовый телефон и «флейты Пана»
Почему игрушки-НЕВАЛЯШКИ такие непослушные?

Земное притяжение или куда все на Земле падает. Опыты со странными предметами (со смещенным центром тяжести). Условия равновесия предметов. Послушное и непослушное яйцо.

 

  • Делаем бумажных птичек
Как растут КРИСТАЛЛЫ?

Кристаллы в природе. Растворы и растворимость. Как вырастить кристалл дома.

 

  • Собираем набор для домашнего опыта: «Получение кристаллов поваренной соли»
Умеет ли ВОДА превращаться в краску?

Волшебная «вода». Не все, что похоже на воду, — вода! Правила безопасного поведения с неизвестными веществами. Свойства веществ и их способность превращаться в другие вещества.

 

  • Делаем газировку и леденцы

 

 Запишитесь на встречу с педагогом, заполнив форму.